МАЭСТРО АНХЕЛЬ ГУТЬЕРРЕС: ПРОЩАНИЕ С ТЕАТРОМ

 

Этот вечер собрал его первых и последних учеников, испанцев и русских, многих почитателей его таланта режиссера и актера. Пришли также наши соотечественники, среди которых был и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Испании Ю.П.Корчагин с супругой. Все они собрались в небольшом мадридском кинотеатре «Сине Артистик Метрополь» на предпремьерный просмотр документального фильма испанского режиссера Анаис Бердие «Последний русский учитель» ("El último maestro ruso") о легенде русского театра в Испании, основателе и художественном руководителе единственного в этой стране Театра им. А.П.Чехова Анхеле Гутьерресе.

Не знаю, есть ли где-нибудь в другой стране, кроме России, театр, где пьесы Чехова являлись бы основой ежегодного репертуара, а Антон Павлович был бы для его режиссера эталоном драматурга. В Испании же такой театр возник 35 лет назад, и до недавнего времени театралы испанской столицы приходили на старинную улочку Сан Косме и Сан Дамьян, что недалеко от знаменитого «треугольника искусств» Мадрида, чтобы в Камерном театре «Чехов» встретиться с героями великого Антоши Чехонте, и не только его, познакомиться с настоящим русским театром и лучше узнать русскую душу и русский характер. Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Грянул экономический кризис, и так совпало, что когда Анхель со своей труппой готовил премьеру чеховского «Вишневого сада» (Siс!!!), ему пришло сообщение от владельца здания о том, что театр должен освободить помещение для другого (видимо, более богатого) съемщика. Театр остался на улице, ведь в нынешнее время найти и снять подобное помещение за приемлемую плату для труппы, далеко не богатой, практически невозможно. Это трагическое для Театра Чехова, да и, можно сказать, для всего испанского театра, событие послужило Анаис Бердие отправной точкой для создания фильма. Испанский режиссер сумела показать практически всю жизнь Анхеля как в России, так и в Испании, рассказать при помощи его учеников о его работе в Королевской школе драматического мастерства и в Театре Чехова в Мадриде, сопроводив всё это прекрасной музыкой.

Для испанского театра последних десятилетий Анхель Гутьеррес является одной из ключевых фигур, но в то же время малоизвестных для испанской публики. Жизнь Анхеля сама по себе может послужить основой для полнометражного художественного фильма, как о человеке удивительной судьбы. 85 лет назад он родился в столице Кубы Гаване в семье астурийского шахтера, волею судеб оказавшегося там и ставшего затем миллионером. В три года Анхель с мамой приехал в Испанию на родину отца в астурийскую деревушку Пинтуэлес, где маленький будущий режиссер стал подпаском после расстрела отца. В семь лет после бомбежки франкистской авиацией города Хихона его вместе с другими испанскими детьми увезли в СССР. Это стало для него таким шоком, что в течение двух лет он практически не разговаривал. Постепенно оттаял, стал учиться, в интернате под Ленинградом его научили музыке и живописи. Первая книга, которую он прочел на русском языке, стали «Сказки Пушкина». Война его застала в деревне Мартышкино у финской границы, потом был Ленинград, где дети помогали в госпиталях, тушили на крышах зажигалки. Затем эвакуация, а в 1944 привезли в детский дом в Болшево под Москвой, где ему посчастливилось встречаться с посещавшими их детдом известными кинематографистами. По совету знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна после окончания средней школы решил стать режиссером и поступил в ГИТИС, где его учителями были выдающиеся режиссеры, ученики Станиславского и Вахтангова Лобанов, Попов, Захава, Горчаков и другие. Окончил институт с отличием, и, будучи страстным поклонником Чехова, поехал работать режиссером в его родной город Таганрог, где проработал три года и поставил ряд спектаклей. Таганрог стал и для Анхеля родным. Вернулся в Москву, преподавал в ГИТИСе, работал в цыганском театре «Ромэн», художественным руководителем в открывшемся театре на Таганке, куда привел Высоцкого и Золотухина. Ставил спектакли и в других московских театрах, а также по-прежнему преподавал и снимался в кино. Нашим зрителям он запомнился по фильмам «Простой хороший человек», «Гранатовый браслет», «Салют, Мария», «Зеркало». Дружил со многими известными людьми – Любимовым, Тарковским, Высоцким, Робертом Рождественским, - с которыми часто в компаниях он принимал участие в дискуссиях о будущем мира и мечтах о построении социализма с человеческим лицом. Потом наступила эпоха застоя, когда не давали ему ставить спектакли в театре Станиславского, прослушивали телефонные разговоры, перестали приглашать в кино. Для Анхеля жизнь стала невыносимой, и он уехал в 1974 году в Испанию.

Первые годы были очень трудными из-за того, что его, как приехавшего из СССР, нигде не принимали, относились всегда настороженно, да и тоска по России, ставшей для него настоящей Родиной, была неизбывной. Но опять ему повезло: его пригласили преподавать актерское мастерство в Королевскую высшую школу драматического искусства в Мадриде, где его учениками стали такие теперь известные испанские актеры, как Эдуардо Норьега, Мария Луиса Мартин, Хавьер Гутьеррес, Карлос Иглесиас или Феликс Куберо. Вскоре со своими учениками Анхель основал Камерный театр-студию им. Чехова, где начал удивлять испанскую публику спектаклями нового типа, учить ее настоящему театру. Он поставил пьесы не только по произведениям Чехова, Пушкина, Достоевского, Горького или Арбузова, но и Сервантеса, Лопе де Веги и других драматургов. Ряд спектаклей прогремели не только в Испании, но и в Америке, а самый большой успех и признание он получил в России, где почти ежегодно его театр участвовал в чеховских фестивалях. В 2008 году за сохранение, развитие и распространение русской культуры Анхель Гутьеррес был награжден российским «Орденом Дружбы», который вручал ему президент Д. Медведев. А затем на российском телевидении был снят двухчасовой документальный фильм «Его зовут Анхель Гутьеррес», рассказывающий о жизни и творчестве этого замечательного человека.

И вот теперь Испания также отдает дань человеку, внесшему огромный вклад в развитие театрального искусства в этой стране и воспитавшему целую плеяду замечательных актеров. Многие из них рассказали с экрана о том, кем стал для них Анхель, отметили его высочайший профессионализм, неуемную энергию и самоотдачу как в работе в Королевской школе драматического искусства, так и в театре. Пришли они и на предпремьеру, чтобы вместе с ним вспомнить все, чему и как он их учил и что им пришлось пройти. После показа фильма присутствовавшие в зале с большим интересом слушали их воспоминания, иногда сопровождавшиеся даже слезами, и сопереживали вместе с ними полные эмоций моменты встречи с их последним русским учителем. Как сказала в своем выступлении Луиса Мартин, «всё, чему учил нас Анхель, каждая фраза, каждое его слово сопровождают меня всю жизнь».

В конце вечера корреспондент газеты «Слово» спросил Анхеля Гутьерреса, чем стал для него этот вечер, на что этот убеленный сединами человек грустно ответил: «Это была встреча с Испанией, с моими учениками, но это и прощание с театром. Ведь это очень точно совпало с концом нашего театра, сейчас нам негде работать. Но если будут возможности, я конечно же постараюсь еще что-то сделать в театре. Сегодня я также наполнился воспоминаниями о России, с которой я не расстаюсь никогда. Она всегда со мной, каждый день и каждый миг. Я ежедневно смотрю передачи из России, страдаю очень, могу ночь напролет следить за тем, что там происходит, и вспоминаю прожитые там годы, то, как я расстался с этой очень дорогой для меня землей. Я не хочу умереть, не побывав еще там, и каждый день думаю о возвращении туда, к моим друзьям, ко всему, что я полюбил. Я бесконечно благодарен России, дорогому для меня русскому народу и моим русским учителям за все, что они дали, чего я достиг в жизни и что я смог принести в Испанию. Я могу гордиться, что не сдался перед трудностями и пронес это через годы, благодаря тому, что меня закалила Россия, война, Павка Корчагин, Маресьев и русский дух. Я благодарен Анаис Бердие и ее коллективу, сумевшим соединить в этом коротком, но большом для меня фильме, Россию и Испанию, показать всю мою жизнь, начиная с далекого астурийского, а затем российского детства, и дать возможность встретиться снова с моими дорогими учениками».

Вечер закончился, но у всех в душе осталась грусть и боль, что ставший для многих дорогим Театр Чехова в Мадриде ушел в небытие, но, в то же время, радость того, что Анхель остается с нами. Пожелаем ему хорошего здоровья и новых творческих успехов!

 

Андрей Силин, Мадрид