Постановка на консульский учёт и снятие с регистрационного учета в России

Постановка на консульский учёт граждан России

В соответствии с "Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан России, находящихся за пределами территории Российской Федерации", утвержденные Приказом МИД России № 15114 от 17.08.2011 г. (информация по вопросу постановки на учет доступна на Информационном портале Консульского департамента МИД России - www.kdmid.ru), граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, вправе встать на учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении.

Постановка российского гражданина на учет в загранучреждении является сугубо добровольной и осуществляется по его желанию вне зависимости от цели и срока пребывания за рубежом. Каких-либо ограничений для постановки россиянина на учет действующим законодательством не установлено. При этом факт постановки на учет либо отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо правовых последствий.

Учет российских граждан в загранучреждении заключается в фиксировании консульскими должностными лицами предоставляемых гражданам своих контактных данных, которые в соответствии с законом используются в целях обеспечения прав, интересов и безопасности самих граждан. В частности, в случае возникновения в иностранном государстве каких-либо чрезвычайных ситуаций сведения о месте пребывания гражданина, пусть даже кратковременного, о способах экстренной связи с ним или с его родственниками, могут иметь решающее значение.

Данные учета используются и для составления списков находящихся за рубежом избирателей и участников референдума.

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является ( несовершеннолетние дети до 18 лет).

Для постановки на учёт в консульском отделе необходимо направить заявление о постановке на учёт по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, распечатать и направить его по каналам почтовой или факсимильной связи, сообщить в консотдел ваши Ф.И.О. и регистрационный номер заявления для постановки на консульский учет (временный или постоянный - в соответствии с заявлением).

 

Для постановки на временный учёт необходимо предоставить следующие документы:

Обязательно:

- заграничный паспорт (ЗП) - оригинал и копии заполненных страниц

- данные внутреннего российского паспорта

- 1 фотография (размер carnet)

- заявление о постановке на временный учёт

Необязательно:

- вид на жительство (permiso de residencia) – оригинал и копия

- свидетельство о рождении – оригинал и копия

- свидетельство о браке (для состоящих в браке) или свидетельство о разводе

- контракт на работу – копия

 

Консульский сбор за постановку на учёт не взимается.

По требованию гражданина или его законного представителя консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учет либо о снятии с учета, составленную в произвольной форме.

Гражданин снимается с консульского учёта в случае:

  1. подачи им или его законным представителем заявления о снятии с учёта, составленного в произвольной форме и представленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

  2. получения извещения о постановке его на учёт в другом дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации;

  3. истечения периода его временного нахождения либо завершения постоянного проживания на территории консульского округа, указанного в заявлении о постановке на учёт;

  4. смерти;

  5. вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

  6. выхода из гражданства Российской Федерации.

 

Снятие с регистрационного учёта по месту жительства в России

В соответствии с разъяснениями Федеральной Миграционной Службы (ФМС) России для снятия с регистрационного учета в России граждане должны САМОСТОЯТЕЛЬНО обращаться в территориальные органы ФМС по месту своей постоянной регистрации. В этой связи консульский отдел Посольства России в Испании документы на снятие с регистрации в России НЕ ПРИНИМАЕТ.

В соответствии с информацией, предоставленной Федеральной миграционной службой (ФМС России) о процедуре снятия граждан России, находящихся за рубежом, с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрационный учет российских граждан на территории Российской Федерации осуществляется ФМС России и её территориальными органами в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, а также Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288.

Указанные нормативные правовые акты не наделяют МИД России и консульские учреждения Российской Федерации полномочиями по снятию граждан, находящихся за рубежом, с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации.

В случае если у гражданина возникло намерение сняться с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации в период нахождения его за пределами Российской Федерации, он может обратиться в Консульский отдел Посольства России в Испании по вопросу свидетельствования подлинности подписи на таком заявлении. При поступлении самостоятельно направленных гражданином надлежаще оформленных документов в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России его снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в бесспорном порядке.